🦇 БТИ
На Тихвинской улице (ныне — Сухэ-Батора) находится 150-летняя усадьба Вульфа Храмченко. Красивое кирпичное здание, в котором располагается несколько муниципальных учреждений, в том числе — Комитет городского обустройства, отвечающий за облик города. Сейчас фасад обезображен ящиками кондиционеров и рольставнями. Если без этих артефактов можно обойтись, то от вывесок или режимных табличек никуда не деться. Но они не должны быть абы какими, их нужно вписывать в среду. С этим у собственников (или арендаторов) есть сложности.
Сейчас покажу, как менялся внешний вид здания на картах Яндекса. Ну или посмотрите на панорамах Гугля, если они вам больше нравятся.
Вот так дом Храмченко выглядел в 2010 году. Из трёх табличек одна слишком яркая, не подходит к фасаду. Обратите внимание на стоящего человека: на уровне его глаз должна быть основная информация. Далее нам это знание пригодится. Все три висят выше, чем надо бы, читать информацию с них неудобно. Все три таблички, может быть, и имеют одинаковые пропорции, но размеры и материалы у всех разные, поэтому выглядит это очень небрежно.
В 2014 году были изменения. Сменили все три таблички, но теперь аккуратной можно назвать только одну. Опять же у всех недружественные пропорции, а у одной — чудовищный размер. Не думаю, что у дизайнера (или заказчика) дома на двери табличка с номером квартиры формата А2.
А вот как здание выглядит на панорамах того же Яндекса в 2017 году. Тут постарались сделать всё в единой гамме, но так бестолково! Что мешало сделать левую и правую таблички одинакового размера или вообще разместить график работы и название организации на единой — я не знаю.
В Иркутске введён дизайн-код, но добиться его соблюдения мэрия пока не может. Не хватает ресурса. А я сейчас его им найду.
В Москве после введения дизайн-кода предприниматели не обязаны больше согласовывать типичные вывески с городом: описан разрешённый размер, есть понятные схемы-иллюстрации. Предприниматели, в зависимости от ситуации, делают надписи с подложкой или без неё, используют буквы не более определённого размера, а режимные таблички — вешают как посоветовано.
Сотрудники столичной мэрии сняли с себя всю бессмысленную работу по согласованию. Предприниматели не ждут полтора месяца (что для сезонного бизнеса катастрофа), а делают так, как, по меньшей мере, не уродливо. Если нарушат правила — тогда демонтаж и штраф, проще соблюсти правила, от этого выиграют все. Но демонтаж и штраф были бы и в случае незаконного размещения — что раньше, что сейчас.
И с новыми правилами чиновники решили делать как делали: всё равно всё утверждать. Ясное дело, что порядок соблюдают не все, и сотрудники, вместо того чтобы, в том числе, искать нарушения на улицах и как-то реагировать на них, тратят время работают с добросовестными людьми, которые и так бы всё сделали правильно. В результате все проигрывают: сотрудники мэрии задедошены жалобами горожан на неправильную установку с одной стороны и обращениями за согласованиями ответственных предпринимателей — с другой.
Если бы у нас работал дизайн-код в его московском формате (разрешения не нужны, но действуют суровые штрафы за нарушение регламента), город было бы проще сделать красивее.
Я написал обращение в администрацию, чтобы здание привели в порядок, ну раз в мэрии не знают, что на здании, в котором находится Комитет городского обустройства, такой бардак.
14818 от 09.03.2018
Администрация чистит город от рекламы и вывесок, не соответствующих правилам благоустройства, ФЗ «О рекламе» и другим законам. Однако некоторые государственные, региональные и муниципальные организации сами не соблюдают эти нормы. Например, БТИ Иркутска и Иркутской области (Сухэ-Батора, д. 11).
Согласно Правилам благоустройства, верхняя вывеска должна быть выполнена без подложки, из отдельно стоящих букв. Также, согласно своду правил русского правописания, принятому в 1956 году и действующему до сих пор, после сокращения г. нужен пробел.
Используя вышеупомянутые Правила благоустройства, а также рулетку и калькулятор, я выяснил, что площадь левой таблички с графиком работы превышает допустимую в три, а правой — в четыре раза.
Прошу привести фасад исторического здания в порядок. В соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прошу ответить мне в 30-дневный срок.
Таблички спустя несколько месяцев сняли, правда, пришлось для этого написать ещё и в Общественную палату.
А потом на место одной табличек повесили новую. И её площадь опять превышает разрешённую, на этот раз — вдвое. Как будто я не пойду и не проверю. Что интересно, точно такого же размера таблички и у управления по градостроительной политике и у других муниципальных структур. А вас, коммерческая организация, оштрафуют за превышение размеров. Все животные равны, но некоторые — равнее.
Полистайте влево-вправо карусельку ниже: как есть и как могло бы быть. Конечно, в Прекрасном Иркутске Будущего мы и рольставни снять заставим.
Табличка с режимом работы не должна быть видна из космоса. Она нужна пешеходам, которые идут мимо, а не едут на машине или находятся на другой стороне улицы. Если вы собрались посетить в организацию наобум, не зная её графика, то какая разница, прочитаете вы расписание работы уже возле входа или за двадцать метров до него, — вы же уже приехали через весь город, потеряли время! А с аккуратной, сомасштабной табличкой здание будет выглядеть приличнее.
На вёрстку этого варианта я потратил десять минут, из которых три — поиск герба области в .eps, а не .cdr. Не претендую на то, что это потрясающий дизайн, но это лучше, чем было, по следующим причинам:
- табличка не нарушает закон;
- она лучше вписывается в среду, табличка «растворяется» на фоне, незаметна для наблюдателя, который смотрит на здание целиком;
- информация разделена на более и менее значимую;
- прямо здесь у меня график работы, и теперь не нужно делать ещё одну табличку, что экономически целесообразнее и щадяще к фасаду;
- более современная вёрстка как бы говорит «Знаете, у нас тут Иркутск — город столичный, чиновники уже на стиле, знают, что такое „клиентоориентированность“, „джетлаг“, „мэшин лёрнинг“, „биг дата“, „дип трот“ и „эджайл“. Приходите к нашим чиновникам!».
Да, раньше табличка была крупнее, но в этом не было никакой пользы: большая серая плашка просто говорила, что тут висит какая-то табличка, ничего больше, прочитать-то ничего нельзя, всё мелко и слеплено. Но это не нужно. А с обозначением входа прекрасно справляется большая деревянная дверь.
У меня, конечно, пережатые джипеги в карусельке выше, поэтому ошибаться, но мне кажется, что в моём варианте слово «БТИ» находится и угадывается (если даже не читается), а в старом варианте, при том, что он крупнее, самое главное потерялось и его не видно.
Конечно, прямо сейчас жду комментариев людей, у которых всё чёрное — траурное. Это пишут особые весёлые люди с двоемыслием в терминальной стадии: они не замечают, что едут на работу в траурных автомобилях в траурных пиджаках с траурными дипломатами, читая этот пост с траурного телефона.
Чёрный сам по себе никакой не траурный цвет. Равно как и не торжественный, не благородный и не строгий. Должно сложиться несколько параметров, чтобы объект начал восприниматься каким-то. Вот такие мемориальные таблички, которыми по какому-то недоразумению разрешила забомбить город комиссия по топонимике и управление архитектуры — траурные в большей степени: они так же чудовищно свёрстаны, изготавливаются из того же материала, по той же технологии и на том же производстве, что и надгробия.
Смотрите, даже государственные структуры иногда не боятся использовать чёрный в дизайне. Вёрстка, конечно, ужасная — заглавные слиплись, поля не соблюдаются, — но я сейчас разбираю аргумент о траурности чёрных табличек.
Проблема с тем, чтобы у государственных и муниципальных департаментов нет нормального дизайна табличек, характерна для всей страны. Иногда она выходит даже за границы.
В странах бывшего соцлагеря с дизайном тоже всё очень плохо. Это не пластик, это металл, возможно — латунь. И настолько безалаберно выполненная надпись на дорогом материале. Видите — буквы с нарушенными пропорциями (вытянуты и из-за этого горизонтальные штрихи стали толще, чем были и гармония с вертикальными нарушена), а некоторые — пляшут
Ну что, я отправил обращение (№ 18475 от 19.01.2019) и теперь посмотрю, что изменится после, уменьшат ли размер табличек до положенного на этом здании и на управлении архитектуры. И ещё: я сбрею усы, если чиновники осмелятся сделать выравнивание не по центру, а как-то более демократично.
☉
Форма для разовой благодарности автору ниже. Можете подписаться на ежемесячную автоматическую поддержку редакции.
Часть текста статьи частично взял из старого поста в Телеграфе.
19.01.2019 00:47:40