Фёдор Т пишет про себя, про Иркутск, про себя в Иркутске и про Иркутск в себе
Все посты · Популярное · Обсуждаемое · Теги
Телеграм-канал · Бусти

📖 Что такое счастье

Будь я помоложе, тоже снимал бы как Денис Чужой ролики в жанре «Плохие книги». Ну я человек старой, книжной культуры, поэтому буду писать. А так как я ещё и нудный, то шуток не будет.

Асадов Э. А. Что такое счастье : стихотворения. — М. : Эксмо, 2013. — 416 с., ил. ИСБН 978-5-699-16801-9. Доп. тираж 3000 шт.

Основное, что я хотел сказать об авторе, я уже сказал. Здесь добавлю только что был очень сильно удивлён, узнав, что большую часть жизни Эдуард Асадов был слеп. Только когда начал готовить этот материал, узнал об этом. И стало ясно, о каком ранении и каких операциях было написано в предисловии, почему он так нелепо заблудился в Переделкине (было и об этом лирическое отступление).

Как-то неловко сразу должно было бы мне стать, что я критикую инвалида. Но я-то критикую поэта. Как человек он, может быть, очень хороший, но мы об этом судить не можем. О том, какой он был солдат — можем косвенно судить по его наградам (и датам, когда их выдавали). А вот что мы точно можем делать — это оценивать его как поэта. И неправильно устраивать специальную олимпиаду «Лучший автор среди слепых». Гомер вон, многим зрячим фору даст.

Но когда я читал стихи поэта Асадова, то испытывал такой же бурятский стыд, как и когда в Аршане посетил с женой музей корнепластики. Там тоже у автора трагическая судьба — серьёзная травма. И хорошо, что он нашёл себя в таком творчестве, а мог бы спиться, например. Это его хобби может быть символом жизни, но сами по себе работы очень слабые.

Визуализация стихов Эдуарда Асадова

Чтобы вы прочувствовали немножко, я приведу вам по четверостишию из трёх стихотворений.

Но быть в кино, ей, видно, не судьба:
Внезапно с речью остроэкзотичной
Шагнули к ней три здоровенных лба
С нацеленностью явно эротичной.


Привстал на лапах пеликан,
Глазами мир обвёл
И клювом грудь себе вспорол,
А клюв как ятаган!


Влетела в дом упругим метеором
И от порога птицею — ко мне,
Смеясь румянцем, зубками и взором,
Вся в юности, как в золотом огне.


И это писал человек, с отличием закончивший Литературный институт! Что как бы намекает на степень необходимости такого института (это я ещё Министерство культуры не вспомнил). Добавьте к этим неловким словопостроениям постоянные нравоучения, КАПС и сорок тысяч восклицательных знаков.

Оформление

Это одна из полутора сотен книг «Золотой серии поэзии». Эксмо и серийное оформление — ничего хорошего ждать не стоит. Вот, например, здесь используются шрифты и декоративные элементы из ар-нуво. И какое, спрашивается, отношение к нему имеют Иван Крылов, Олег Митяев, Лариса Рубальская (трижды) и Омар Хайям? Я мог бы понять этот пафос в персональном издании Асадова. Ну была бы какая-то такая логическая связка:

  • Асадов — великий отечественный поэт двадцатого века;
  • великие поэты двадцатого века собираются в две кучки: Серебряный век и шестидесятники;
  • Асадова взаимно не любили шестидесятники, поэтому нужно сделать отсылку к Серебряному веку;
  • Серебряный век начался вместе с ар-нуво.

Но в оформлении серии-то как это всё появилось? Какой посыл хотела сделать Елена Ененко?

«В оформлении использована работа Исаака Левитана» написано в выходных данных. Но вот что мешало указать, что именно за работа? И что мешало не влезать своими грязными руками в работу художника? Я уж не знаю, чем руководствовались А. Новиков и Г. Булгакова, когда выбрали этот пейзаж, но что ими двигало, когда они жёлтую цветовую гамму оригинала изменили на синюю? Да ценой. Пошли в поисковик, вбили «Левитан картина вода берёзки весна скачать», там от разносортицы тонового богатства глаза разбежались. Но нет, чтобы связаться с Третьяковкой и получить эталонную фотографию, книгоделы из Эксмо качают первый попавшийся шакальный джипег с артефактами вокруг веток. И в продакшн. Может быть, здесь тонкий намёк на слепоту Асадова и ему, мол, всё равно: сказали, что великий русский художник работал над обложкой, дед и доволен.

«Большая вода» с Википедии и описание, из которого следует, что у них цвет больше похож на правду:
«Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. <...> Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе».

Вёрстка стрёмненькая, а корректор не просматривал ПДФ перед печатью, а файл местами побился и получалось, например, «29 янва яр2002 г.»

В конце вставил скриншоты с сайта издательства. Есть разница в двух страницах. Асадов умер в 2004 году, когда делали первый тираж, он, видимо, был ещё жив. Потом были допечатки и в 2013 году переиздавали ещё со старым текстом, как будто он ещё здравствует. Позже это исправили. Ещё в новой версии появилось упоминание Андрея Бакулевского как автора рисунка, который использовали в оформлении. Ну это обычная практика россиянских издательств — забывать о людях, чей труд используется.

Вот интересно, а сколько всего томов с таким оформлением вышло, какой реальный суммарный тираж?

Переплёт твёрдый, с глянцевой ламинацией. Бумага — второсортная офсетка. На некоторых страницах брак печати — перетискивание. Форзацы пустые, каптал белый.

Эту книжку ещё можно найти в магазинах, но можно купить этот мой экземпляр. Состояние отличное. Понимаю, что эта моя рецензия существенно снижает вероятность продажи, поэтому посмотрите на другие книги, там есть и те, что отдаю даром.

Единоразово поддержать выпуск книжных рецензий — форма ниже, для регулярных автоматических подарков — Бусти (нужна регистрация). Для доноров есть бонусы.

Подписаться на блог
Отправить
Поделиться
Запинить
Дальше