💀 Дуракам закон не писан
Как мы выяснили в 2021 году, глава Комитета городского обустройства считает, что у них все сотрудники достаточно квалифицированные. А вот я сегодня покажу, что нет, недостаточно. Кто давно переписывается с работниками этого комитета, обращал внимание, что им свойственно и тянуть с ответом как можно дольше (иногда даже выходя за срок, предписанный законом), и отвечать не по существу заданных вопросов. Сегодня я покажу, что эти «квалифицированные» сотрудники ещё и не в курсе, как работать с нормативно-правовой базой.
К сожалению, этот мой пост не приведёт к тому, чтобы вдруг состав сотрудников комитета изменился. Вряд ли кто-то соображалистый захочет устроиться туда работать, чтобы расшевелить это болото и начать делать Иркутск лучше. Не может это пристыдить имеющихся сотрудников и пробудить их мотивацию перестать работать спустя рукава. Вряд ли это сподвигнет руководителей КГО как-то поднять уровень своих подчинённых: главное, чтобы лояльные были, а не грамотные и деятельные. Скорее уж, это приведёт к тому, что клерки из КГО озлобятся и мои обращения будут прокатывать сильнее, ответы будут ещё чаще не по существу (как те, что пишет Осинцев). Тем не менее я решил выпустить этот пост, чтобы обычные люди узнали, как правильно читать правила благоустройства.
Напомню, что в 2020 году я очищал дерево от побелки, чтобы понять, сколько это занимает времени. Но в новом сезоне какие-то инициативные идиоты его опять безнаказанно побелили. Было довольно обидно.
Хотя я и мои читатели уже рассказывали администрации, какой нормативно-правовой базой нужно пользоваться, чтобы наказывать тех, кто пачкает город (и нарушает закон), предложили план по информированию, ничего не помогло. Ничего этого мэрия делать не хочет. Никуда побелка ни в 2021, ни в 2022 году не делась. Это отмечал и я, и мои читатели: присылали в чат про благоустройство города).
По одному такому нарушению я написал обращение и отправил его в мэрию.
Вот тезисы.
- Видел нарушение Правил благоустройства: белили деревья.
- Вы жалуетесь, что не можете с этим ничего поделать в рамках закона. Но вот вам нормативно-правовая база, которая поможет.
- Предупреждали ли вы в информации о предстоящем городском субботнике, что деревья белить нельзя?
- Какая официальная позиция мэрии относительно побелки?
Полный текст письма спрятан тут.
В пятницу, 22 апреля 2022 года, в 14:41 я заметил, как вокруг дома по адресу Свердлова, 1 ходят мужчины и женщины белят бордюры (что делать не следует и белят деревья, что делать незаконно. Мужчина, участвовавший в массовом правонарушении, пояснил, что все эти люди из ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей». Прошу привлечь организацию к ответственности.
Обычно в ответ на аналогичные просьбы с моей стороны или со стороны других горожан, вы говорите, что ничего не можете поделать. Но на самом деле можете, вот вам нормативно-правовая база, которая поможет привлечь к ответственности не только этих транспортников, а кого пожелаете: ГУФСИН, прокуратуру, школы, больницы, институты, управляющие компании:
— Градостроительный кодекс России (55.25·9);
— ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (7·3, 16·1, 17·1.1, 45.1·2);
— Правила благоустройства Иркутска (29, 98);
— Об организации озеленения территории города Иркутска (15).
(Подробнее — в конце поста)
Также прошу ответить на две группы вопросов:
— Из всех утюгов говорили об общегородском субботнике. Скажите, а хотя бы где-нибудь, в каких-нибудь распространяемых в сми анонсах, в почтовых рассылках вы, пользуясь случаем, предупреждали о том, что белить деревья недопустимо и наказуемо? Потому что в Постановлении от 01.03.2022 №031-06-93/22 «О проведении месячника по санитарной очистке, благоустройству, озеленению территории города Иркутска и общегородского субботника» я об этом ничего не нашёл.
— Озвучьте официальную позицию городской администрации относительно побелки деревьев в городе. Изменилась ли она с 2020 года, когда вы говорили, что «вводимые ограничения мероприятий по побелке деревьев и кустарников может вызвать недовольство жителей города Иркутска», поэтому требовать соблюдения закона вы не намерены? И какие планы у городской администрации на 2023 год, планируете ли до апреля будущего года провести необходимую работу по недопущению побелки? Как это будет организовано? Как я смогу проконтролировать, что вы это действительно сделаете? Нужна ли вам в какая-то помощь в организации этого информирования?
В ответ на это мне пришло письмо следующего содержания:
- Деревья белить можно лишь в определённых местах.
- Мэрия не белит деревья, потому что денег нет.
- Чтобы было красиво, мы всех предупреждаем, что белить нельзя.
- Денег, чтобы смывать побелку, у нас тоже нет.
- А привлекать к ответственности мы не можем сами знаете из-за чего.
Полный текст ответа по ссылке.
В ответ на Ваше обращение администрация города Иркутска сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации, утверждённых приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153, побелка производится на отдельных участках и объектах, где предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования.
На общественных озеленённых территориях города Иркутска (в парках, в скверах, бульварах, вдоль автомобильных дорог местного значения) побелка зелёных насаждений в рамках бюджетного финансирования не производится.
Однако, в целях придания эстетического вида зелёным насаждениям, произрастающим на прилегающих территориях к зданиям, строениям, собственники, землепользователи земельных участков, производящие побелку деревьев, предупреждены о запрете побелки стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах.
Также сообщаем, что у Муниципального казённого учреждения города Иркутска «Городская среда» отсутствует целевое финансирование на проведение работ по смыву побелочной пасты со стволов деревьев.
Дополнительно сообщаем, что администрация города Иркутска не имеет возможности привлечь к административной ответственности собственников, землепользователей земельных участков, прилегающих к территориям зданий, строений, где произрастают зелёные насаждения, в связи с введением ограничений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Вот таблица, в которой слева — те вопросы, которые я задал, и справа — ответы на них. Если ответа нет, то стоит многоточие. Курсивом выделены те гипотетические вопросы, которые я не задавал, но на которые мэрия ответила. Не могу быть уверенным, что я реконструировал точно, потому что проникнуть в голову Серебрянниковой или Шевелы не могу. Как видите, в переписке происходит и игнорирование моих вопросов, и их подмена, и забалтывание.
Вопрос (предполагаемый вопрос) | Про что ответ |
Какая позиция мэрии относительно побелки | По закону побелка в городе существенно ограничена |
Где именно вы рассказывали, что белить деревья нельзя? | ... |
Вы предупреждали, что белить деревья нельзя? | Мы предупреждали, что белить деревья нельзя |
Вы всё ещё боитесь требовать выполнения запрета на побелку? | ... |
Планирует ли мэрия до апреля 2023 года что-то сделать, чтобы предотвратить побелку | ... |
Каким способом мэрия планирует предотвращать побелку в 2023 году? | ... |
Как можно проконтролировать, что мэрия действительно прикладывала усилия для предотвращения побелки? | ... |
Какая помощь нужна мэрии в информировании населения? | ... |
Побелка деревьев в Иркутске происходит за счёт мэрии? | Деньги на побелку мэрия не выделяет |
Почему вы не снимаете побелку? | Денег на то, чтобы снимать побелку, в мэрии нет. |
Почему вы не привлекаете к ответственности тех, кто белит деревья? | Сейчас мы не можем привлекать к ответственности из-за моратория, введённого на федеральном уровне |
Значит, начальник департамента городской среды комитета городского обустройства считает, что отвечать про Ерёму, когда спрашивают про Фому, — это признак квалифицированного сотрудника.
Меня ответ не устроил, и я договорился о встрече с женщиной, которая готовила ответ. Приехал пообщаться — ну это комедия, конечно. Она очень улыбчивая, дружелюбная, но из того, что она говорила, следовало, что она или наивная простушка, или хитрая и косит под дурочку.
Сразу начала с того, что она вопрос мой провентилировала и узнала, что деревья надо белить, чтобы не было ожогов. Я ей сказал, что даже если забыть о том, что это незаконно в Иркутске, в курсе ли она, что эти ожоги — от снега, а белят на границе апреля и мая, когда его уже давно нет. И ожоги эти обычно у молодых саженцев с тонкой корой, а не у тридцатилетних тополей. Она: «Ой, ну это… А вот знаете, я ещё тут почитала и узнала, что правильно белить, ведь это…» Ну и в том же духе: собрала все эти мифы и отговорки городских колхозников, я обо всех этих нелогичных, непоследовательных доводах писал ещё пять лет назад.
Потом она меня решила обрадовать: сказала, знаете, а вот я отправила предложение, чтобы запрет побелки деревьев внесли в Правила благоустройства. Тогда, говорит, мы сможем строго запретить это дело, а не как сейчас, когда даже сотрудники администрации ходят и белят деревья. (Ну хоть не за деньги городского бюджета, если верить их официальному ответу. Если верить.)
Затем повела меня в соседний кабинет, где сидели флегматичные мужчины (у Кафки в «Процессе»: «Все чиновники раздражены, даже когда внешне кажутся спокойными»), которые пытались мне объяснить, как, с их точки зрения, работает закон и как он им связывает руки. Была там и ещё какая-то женщина, что от простых вопросов разгоняется до стадии истеричного берсерка за три минуты: «Всех всё устраивает, нам только два человека из всего города жалуются, что деревья белят!». Понятно было одно: хотя закон и писан, но если и читан ими — то не понят (а если и понят, то не так).
Мякотка
Иркутяночиновники и иркутяночиновницы! Сейчас произойдёт аттракцион повышения квалификации сотрудников. Ибо глаза имеете, да не видите.
Градостроительный кодекс (обязательный к исполнению документ) велит существовать Правилам благоустройства.
Правила благоустройства в Иркутске существуют, это обязательный к исполнению документ. В них ничего про побелку до недавнего времени не было, да это и не имеет значения.
Потому что отдельно существует решение думы «Об организации озеленения территории города Иркутска» (далее — Правила озеленения Иркутска). Само по себе оно ничего про побелку не говорит, но это тоже не имеет значения.
Потому что Правила озеленения Иркутска однозначно указывают, что всё должно делаться на основании Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации (далее — Правила озеленения России), утверждённых приказом Госстроя ещё в прошлом веке.
А вот Правила озеленения России как раз и говорят, что где можно белить, что нет.
То есть обязательный документ, ссылаясь на другой документ, делает его приложением к себе, следовательно — обязательным к исполнению.
Если из Правил озеленения Иркутска убрать ссылку на Правила озеленения России, они станут рекомендательными. И всё, что там написано, можно будет не исполнять (если только какой-нибудь другой документ, например контракт на обслуживание какого-нибудь парка, не требует делать всё в соответствии с Правилами озеленения России, тогда подрядная организация будет обязана делать всё так, как предписал Госстрой).
В Правилах благоустройства не нужно дублировать ничего из того, что уже написано в Правилах озеленения Иркутска или России. Добавлять в правила благоустройства пункт про запрет побелки — избыточно, уже много лет можно требовать соблюдения закона и без этого. Гордиться тем, что удалось внести такое предложение, — признаваться в правовой безграмотности.
Годами сотрудники мэрии не могли добиться исполнения закона, хотя у них все возможности для этого были. Известно, когда происходит это нарушение (в основном на весенних субботниках); известно, кто в основном нарушает (бюджетники); известно, как и когда превентивно связаться с нарушителями. Но нет! А теперь очень удобно прятаться за постановление, запрещающее кошмарить людей. Но если бы несколько сезонов до этого Комитет городского обустройства добивался соблюдения правил, то этот дурацкий советский обычай мог бы себя полностью изжить на улицах города.
Упомянутые выше Правила озеленения России говорят много о чём. Например, о том, что во время ремонтных и строительных работ нужно закрывать стволы деревьев деревянными щитами, чтобы не травмировать их. Или что нужно защищать деревья во время сброса снега с крыш. Или как нужно закрашивать спилы веток. Всё, что там перечислено, до сих пор обязательно к исполнению на территории Иркутска. Если вы видите, что что-то делается не так, пишите обращение или через электронную приёмную на сайте городской администрации, или через приложение вроде госуслуговских «Решаем вместе».
Также внимательно читайте ответы чиновников. Они могут написать много текста, но вовсе не о том, о чём вы спрашивали. В примере выше вы видите, что они ответили на один вопрос, который я действительно задавал; не ответили на шесть вопросов, что я задавал, зато ответили на четыре вопроса, которые я не задавал (это чтобы заболтать). Если вам отвечают вот такую пургу, как Серебренникова или Осинцев, пишите повторно, приходите разговаривать лично, пишите в прокуратуру. А то больно они там хорошо устроились, квалифицированные наши.
☉
Кнопка для отправки материальных лайков:
Ещё подписывайтесь на канал в Телеграме, это бесплатно и там где-то раз в неделю что-то новое. Если хотите войти в редсовет и влиять на тематику и периодичность таких больших постов, подписывайтесь на Бусти.