🦇 Иркутские паспорта
Мэрия Иркутска уже полтора года носится с паспортами фасадов как дурень с писаной торбой. И будет ещё неизвестно сколько носиться. Это потому что паспорта фасадов на самом деле городу пока не нужны.
В самих по себе паспортах фасадов ничего плохого нет, я даже поддержу их повсеместное внедрение, когда комитет городского обустройства и комитет по градостроительной политике будут способны к планомерной системной работе.
Но мы имеем ситуацию, когда 2 апреля 2019 администрация города приняла постановление № 031-06-235/9 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование паспорта фасадов зданий на территории города Иркутска». В этом документе сейчас смысла не больше, чем в пакетном принятии поправок в конституцию в 2020 году: что в ней поправляли, или уже определялось федеральными законами, или могло быть ими решено (всё, кроме обнуления Путина). У нас с паспортами фасадов та же ситуация, только я не вижу, где аналог поправки об обнулении, ради которого это постановление принимали.
Уже есть нормативно-правовая база, чтобы облагородить город — снять вывески, привести фасады к единообразию. Только нужно следить за выполнением этих правил. Если раньше мэрия не могла обеспечить контроль, то какие есть предпосылки к тому, что она сейчас сможет это сделать? Судя по публикациям в Иркутском блоге таких предпосылок нет. Но сотрудники мэрии, видимо, верят, что если появятся паспорта фасадов, то внешний облик города сам станет более привлекательным, неправильные вывески и реклама тут же перестанут скрывать архитектуру, фрагментарная покраска зданий незамедлительно исчезнет, стремительно уменьшится количество визуального мусора. Само.
Представьте, что нет никакого федерального уголовного кодекса и власти города вдруг решили сделать Иркутск более безопасным. И для этого они провозглашают: «Ребята! На всей территории Иркутска убивать людей нельзя, даже если ты дочь депутата. Ещё на всей территории Иркутска нельзя воровать ничего ни у кого. Ещё на всей территории Иркутска нельзя насиловать женщин, мужчин, детей и гусей. И так далее», — то есть вводят один свод правил конкретно для этой территории. То есть для любой улицы, для любого дома — нигде нельзя убивать и грабить.
Так и с фасадами: мы уже имеем правила благоустройства, в которых написано, где можно размещать рекламу, где нельзя, какие её размеры допустимы, там же описано всё про фрагментарную окраску и всё-всё-всё остальное, что сделает облик города более привлекательным и уменьшит количество визуального мусора. Приняли один раз, а потом — нужно только ходить и проверять, всё ли в норме.
Как же действует мэрия. И так не имея ресурсов, чтобы заниматься работами по контролю, которых у неё на ближайшие годы уже просто завались, она вешает себе очередной геморрой на шею и предлагает загрузить себя дополнительной работой по согласованию внешнего вида почти каждого здания в городе.
Это представьте, приходит к гражданке Дьячкиной представитель дома 15 по Почтамтской (ныне — Степана Разина) и говорит: «Мы сделали то, что вы просили сделать для повышения комфорта и безопасности в нашем доме. Мы решили, что у нас нельзя бить, насиловать и убивать людей, нельзя воровать и вот далее по списку сто страниц». Ему Ольга Владимировна говорит: «Спасибо, хорошо, через полтора месяца приходите, я вам дам ответ, что да как».
А потом приходит представитель дома 13 по Почтамтской и говорит: «Мы сделали то, что вы просили сделать для повышения комфорта и безопасности в нашем доме. Предлагаем, чтобы у нас нельзя было бить, насиловать и убивать вообще всех людей, а ещё нельзя грабить и воровать и вот далее по списку сто страниц». Ольга Владимировна говорит: «Спасибо, приходите через полтора месяца, всё будет в лучшем виде».
А потом приходит представитель дома 11...
Вы ещё не устали? Там на одной Почтамтской таких домов несколько десятков. А и другие улицы ещё есть. На которых пока, по логике мэрии, можно (продолжая мою метафору) воровать и убивать. Какая-то глупая и нелепая ситуация.
В результате — деньги тратятся, сотрудники комитета по градостроительной политике загружены работой и имитируют бурную деятельность, МКУ «Сервисно-регистрационный центр» тоже без дела не сидит. Настолько не сидит без дела, что мне не удалось дозвониться ни в одно их отделение, никто не берёт трубку, переключается на факс после долгого ожидания.
И хотя работой загружены, паспорта фасадов в Иркутске до сих пор не оформлены, изначальный срок продлён. Но продлён не только из-за карантикул, из-за того, что МКУ и мэрия не справляются, заваленные работой, а ещё потому, что жители не спешат — не видят ценности в такой работе. Хотя сделать эту работу несложно и не очень дорого (компании Иркутска оценивают это в 35...45 тысяч рублей). Но только есть один усложняющий дело нюанс: чтобы принять этот документ, нужно собрать жителей дома, обсудить, как будет этот дом выглядеть.
А им будет о чём поговорить, даже если здание без коммерческих помещений. Фасад должен будет выглядеть единообразно. Если кто-то застеклил балкон, то, как мне объяснила по телефону сотрудница администрации, жители дома должны договориться — этот человек расстекляет свой балкон или же теперь все вынужденно будут стеклить свои балконы. В обоих случаях будут конфликты — в первом случае человек считает, что его незаконно лишают его собственности, во втором — непонято, за чей счёт будет это остекление, потому что если люди не собирались делать себе парник, то зачем теперь они будут за это платить. Я думаю, что каким бы новый срок ни был, его снова продлят.
А если нормально не договориться, то город будет выглядеть хуже, чем был. Например, на Ланинской (ныне Декабрьских Событий) в доме номер 103 на первом этаже с десяток бизнесов. Сильнее всех выделяется два — Ангария и «Штопор». Но если первые вместо кафеля, как у остальных, использовали алюминиевые фасадные кассеты, только ухудшив общий вид здания, вторые постарались сделать как надо. Чтобы понять, что «Штопор» и правда старается, достаточно посмотреть на их режимную табличку.
Обратите внимание, что табличка на кирпичной стене. Предприниматель сохранил историческую стенку. И в Прекрасном Иркутске Будущего мэрия бы по его примеру сняла бы с этого здания всю наносную обшивку. Но сейчас мэрия хочет не лучших практик, а консервации того, что есть, пусть в самом поганом виде.
Но сейчас, судя по всему, вместо того чтобы спасти здание по примеру алкомаркета, его изуродуют. Такой вывод я делаю, потому что мне в руки нечаянно попал паспорт этого фасада: я отправлял в мэрию обращение по поводу аптеки, которая вытащила колонку и орала через неё в людей на остановке (так нельзя). И кто-то очень ответственный и обстоятельный кроме того, что нужно, прислал мне то, что не обязательно.
А вот если бы мэрия действовала по другой схеме и сперва добилась бы исполнения правил благоустройства и содрала бы фрагментированное изменение фасада, вернув дом к исходному состоянию, тогда бы, когда паспорт фасада делали, то он был бы совсем другим, чем это ублюдство, деформирующее людям вкус. Что вы делаете, архитекторы мэрии! Тут же дети ходят, учатся дурному.
В частных разговорах с сотрудниками комитета по градостроительной политике я, пытаясь обосновать неправильность упования на паспорта фасадов, апеллировал к тому, что в правилах благоустройства всё уже указано. И даже пытался снять часть ненужной работы с сотрудников, разгрузить их для более важных дел, рассказывая о практике других городов, где после принятия дизайн-кода в каком-то виде от бизнеса перестали требовать согласовывать рекламу и вывески. Мне русофобски говорили, что народ у нас плохой, дикий, неправильный, что если не согласовывать ничего, то будут вешать что попало.
Это полная чушь. Народ у нас нормальный, и если относиться к нему с уважением и заботой, то всё будет хорошо. Если же кошмарить и притеснять, то будет соответствующая ответная реакция. Согласование вывески в полтора месяца — только потеря времени, особенно для нового сезонного бизнеса. А ведь все параметры указаны в правилах благоустройства. С ними сложность — нет уважения и заботы к пользователю. Блок про вывески должен быть понятен не только юристу, а торговке овощами из Киргизии. Нужно написать требования простым языком и проиллюстрировать на не только схемами, но и на живых примерах. Как сделала ещё в 2015 году Градостроительная школа, статья об этом в журнале «Проект „Байкал“», № 45, стр. 128...133, получив за эту работу две премии на фестивале Зодчество Восточной Сибири. Мэрии нужно посмотреть на этот проект, актуализировать какие-то пункты, что-то доработать. (А мэрия, кстати, просто взяла московский стандарт и под копирку иллюстративную часть содрала, без переосмысления, а ведь в Москве другой тип застройки и другие широты улиц, другие высоты зданий.)
Главной должна стать не разрешительная, а контролирующая функция. Например, если реклама оскорбительная или вводящая в заблуждение, то Федеральная антимонопольная служба этим займётся — сами сотрудники это увидят или кто-то из граждан запрос пришлёт. Если выяснится, что были нарушения — хозяина рекламы ждёт штраф. Но нет же такой практики, чтобы все макеты до печати отправляли в этот цензурный комитет на предмет соответствия моральным нормам и законодательству России.
Бизнес сам думает о том, как бы не попасть на штраф. Кто умнее — показывает креатив юристу, кто порисковее — делает как считает нужным. Точно так же нужно поступать и с вывесками, местами размещения рекламы, оформлением входных групп и фасадов. Оно должно стать факультативным, а не обязательным. Если в соответствии с дизайн-кодом крышная конструкция может быть размещена на этом здании, то пусть бизнес её и размещает. Написано в правилах благоустройства, что вывеска на таком здании может размещаться над окнами и дверью, в одном уровне с имеющимися вывесками, при этом чтобы размер букв не был более полуметра и не загораживались декоративные элементы здания — ну и пожалуйста, пусть бизнес это сделает. А мэрия должна только проверить (на обходах или после жалоб иркутян), всё ли в порядке. А если нет — то в течение недели принудительный демонтаж (на который потом тоже счёт выставляется), штраф в сто тысяч и наложение обязательства восстановить утраченные детали декора. Вот так дела делаются.
А вот если вдруг организация хочет сделать конструкцию, которая не вписывается в правила благоустройства, тогда она уже обязана согласовать её. И если мэрия решит, что да, природоохранные прокуратуры никак не могут без двух табличек, превышающих разрешённую площадь в восемь раз, то пусть вешают.
Я не сторонник радикальных мер и не предлагаю всё грести под одну гребёнку, потому что могут быть вывески — арт-объекты и это пространство для диалога. Конечно, немного ещё для коррупции, но на этот счёт у нас может быть какой-то ответ какого-то гражданского общества. Что-то совсем вопиющее, может быть, под давлением общества снимут.
А уникальные конструкции должны быть. И не только появляться новые, но правильно будет сохранять старые. Понятно, что визуальная культура сто лет постепенно деградировала, но неправильно сохранять только дореволюционные надписи на домах. В Иркутске есть образцы дизайна девяностых, которые нужно сохранять. Например, я очень переживаю за судьбу вывески магазина спорттоваров, которая во время реконструкции Большой Перспективной (ныне — Карла Маркса) может быть уничтожена.
Ещё один недостаток создаваемых паспортов — непонимание, как размещать аншлаги. О том, что у нас до сих пор нет стандарта, я писал ранее на «Буквах русского». И поэтому в макетах отображаются не необходимые таблички (только номер или ещё с названием улицы), никак не решается вопрос с тем, какие названия улиц размещать, если разные стороны дома выходят на разные улицы, а сам дом относится к третьей. У меня есть решение, если всё будет хорошо с донатами, успею доделать, опубликовать и передать в общественное пользование уже в этом году.
Резюме
Паспорт фасада — хорошо, но только когда мэрия научилась контролировать исполнение тех нормативно-правовых актов, на основе которых этот паспорт фасада создаётся. Если для того, чтобы демонтировать незаконную крышную конструкцию «Элитлайна» напротив бабра, нужно было совещание на уровне заместителя мэра (я не шучу, меня приглашали, я ходил), значит, нужно не напрягать обычных людей тратить деньги на какие-то бумажки и дедосить градостроительный комитет бумагами, а оптимизировать внутренние процессы. Паспорт фасада можно делать или для совершенно нового здания, или для здания, которое будет полностью меняться, или же для здания, которое уже приведено в соответствие с правилами благоустройства. Иначе, если не убрать предварительно фрагментирование фасада, вместо красивого здания город получит уродливое — существующие нарушения не смогут не влиять на решение собственников о том, каким этому дому быть.
Предлагаю оптимальный план работы для мэрии, чтобы город действительно стал почище.
Нулевая отметка. Привести все существующие здания в соответствие с действующими правилами благоустройства.
- Объявить, что паспорта фасадов нужно сделать для всех (уже чистеньких, хорошеньких!) домов до конца 2025 года, поблагодарить тех, кто уже их сделал в рамках пилота.
- Сделать паспорта фасадов обязательными для всех строящихся зданий (если этого ещё нет).
- Обязать делать паспорта фасадов перед капитальным ремонтом зданий (насколько я знаю, сейчас есть договорённость о таком с Фондом капитального ремонта.
- Пересмотреть правила благоустройства в части рекламных и информационных конструкций (дизайн-код), они оторваны от реальной жизни, их нужно в некоторых частях ужесточить, в некоторых — снять вредные ограничения, некоторые разделы добавить.
- Перевести дизайн-код с юридического языка на русский, снабдить эту адаптивную версию иллюстрациями и фотографиями положительных примеров и примеров с нарушениями.
- Объявить, что вывески и рекламу больше не обязательно согласовывать, но если они будут нарушать Правила благоустройства, то шестизначный штраф и демонтаж.
- Объявить, что если кто-то хочет рекламную или информационную конструкцию, которая не подходит под общие правила благоустройства (размер, место размещения), то её можно согласовывать в индивидуальном порядке.
- Разработать стандарт размещения аншлагов (ну или взять мой).
- Направить силы клерков из комитета по Градостроительной политике на что-то действительно нужное, а вместо согласовательной работы уделить больше внимания контрольной.
- Сделать доступными все готовые паспорта фасадов со всеми изменениями (в электронном виде, разумеется). Чтобы по нужному адресу человек мог найти информацию по дому и видеть его актуальное состояние и по возможности предыдущие итерации.
☉
Форма для разовой благодарности автору ниже. Можете подписаться на ежемесячную автоматическую поддержку редакции.