📖 Искусство стильной бедности
Наверняка, с точки зрения многих я человек небогатый, тоже раньше так думал. Но потом разобрался в себе и как-то этот вопрос перестал меня беспокоить. Эта книга не виновата, но то, что в ней написано, может подтолкнуть к переосмыслению некоторых аспектов жизни.
Эту книжку читал несколько лет назад, но недавно, в рамках программы разбарахления, прочёл книжку «Искусство жить просто» и она настолько чудовищная, что я решил как-то перевязать эти две рецензии. Для этого перечитал Шёнбурга (неделя по двадцать пять небольших страниц в день). Написано легко, иронично. Книга не шедевр, но читать было приятно.
Кирилл Фалеев поймал меня на трамвайной остановке за первым прочтением
Книга состоит из трёх частей. Первая и последняя — типичное вступление и заключение, самое главное — в самой большой средней части. Здесь автор подвергает критике главенствующий взгляд на аспекты жизни и говорит:
- О работе. Тот, кто сегодня занят круглые сутки, не расстаётся с мобильными телефонами, пейджерами, ноутбуками и не может оторваться от работы, чтобы привести в порядок свои мысли, тот ведёт хищническую добычу собственного здоровья, духовных сил и с предпринимательской точки зрения собственной производительности.
- О жилище. Прелесть той или иной квартиры заключается не в количестве вложенных в неё денег, не в районе, где она расположена, а в том радушии, с которым принимают гостей. Богат тот, чья квартира привлекает друзей. И богат тот, кто может провести у друзей дождливые дни, когда в собственном доме крыша готова обвалиться на голову. И ни музыкальные центры, ни домашние кинотеатры, ни мебель от Конрана не сделают вашу квартиру более притягательной.
- О еде. Известен знаменитый случай с гулявником, который раньше не добавляли даже в самые изысканные салаты. Потом кому-то пришло в голову назвать гулявник «рукола» и теперь всё в Германии подают или «с руколой», или «на руколе». В эпоху расцвета «новой экономики» спрос на гулявник между Гамбургом и Мюнхеном был настолько велик, что лишь в Бранденбурге и Мекленбурге-Переднее Померании нашлось достаточно земли для его удовлетворения.
Мне кажется, тут ошибка переводчика, потому что гулявник действительно существует, но это другая травка, рукола по-русски — гусеничник.
- О фитнесе. Малоподвижность — одна из форм бедности, которая приводит к отупению и унынию. Но, к счастью, с этой бедностью легко справиться, не заплатив ни цента. Достаточно лишь преодолеть себя: подняться по лестнице, а не поехать на лифте, сесть на велосипед или пройтись пешком, а не поехать на автобусе, на такси или тем более на собственной машине. Двигаясь, мы приобретаем нематериальный капитал, а отказывая от движения, его растрачиваем.
- О личном автомобиле. Машина должна быть либо непрактичным средством получения радости, к которому человек испытывает едва ли не сердечную привязанность, либо простой и полезной вещью, с которой следует обходиться без всяких сантиментов. Промежуточное положение — удел мещанства, от него веет акациями и промокшей овчиной.
- О путешествиях. Единственной формой путешествия, о которой можно было всерьёз задумываться, остаётся длительное пребывание. Великий философ Николас Гомес-Давила сказал однажды: «Лишь интеллигентные и ограниченные люди обнаруживают склонность к оседлости. Посредственность неугомонна, её постоянно тянет в дорогу». Однако тот, кто отправляется в другую страну на несколько недель или месяцев, чтобы набраться опыта, поучиться, поработать или просто навестить друзей, не путешествие в современном смысле этого слова.
- Об одежде. Важнейшее правило звучит следующим образом: носите одежду сами и не позволяйте ей носить себя. Элегантно смотрится лишь тот, кто относится к своей одежде с известной долей пренебрежения. В большинстве случаев лучше быть underdressed, чем overdressed. Ещё не перевелись люди, которые с помощью одежды пытаются нам что-то сказать. Например: «Посмотрите на меня, ещё молодой!» — или даже: «А плевать я хотел на свою одежду!» Так или иначе, одежда не должна привлекать к себе внимание.
- О культуре. У большинства из нас затраты на культурные мероприятия связаны с поддержанием престижа.
- О детях. Когда я перестал работать в офисе, то мне стало легче воспитывать детей. Теперь они знают: работа вполне может сочетаться с подстриганием ногтей и послеобеденным сном. И хотя статья семейного бюджета, предназначенная на детские игрушки, была сильно урезана после того, как я лишился регулярного заработка, у меня появилась возможность щедро дарить детям то, на чём экономят богатые семьи, —внимание. Ведь преуспевающим на работе родителям часто не остаётся ничего другого, как успокаивать свою совесть беспорядочной скупкой игрушек.
- О покупках вообще. Теперь давайте посмотрим на понятие «ценная вещь» глазами вора. Что сегодня привлечёт внимание грабителя в первую очередь? Телевизор, ДВД-проигрыватель, музыкальный центр, компьютер — всё, что через два-три года будет стоить гроши. Историк Рольф Петер Зиферле утверждает, что, несмотря на наше относительное благополучие, мы живём в «обществе без собственности». У каждого человека, независимо от социальной принадлежности, есть сотни личных вещей, но настоящими ценностями обладает абсолютное меньшинство.
Всё сводится к тому, что нужно разобраться в себе и перестать жить для других, а начать жить для себя. Ваша жизнь одна и не нужно её тратить на то, чтобы пытаться понравиться кому-то другому, произвести впечатление на незнакомых вам людей. В погоне за лишним теряешь необходимое. Необходимое — это не деньги или другие вещи, как можно было бы подумать, необходимое — это жизнь.
Закомплексованные американцы прививают миру мысль, что нужно быть каким-то продуктивным и успешным (это вообще как?). Но только нужно быть счастливым. Я допускаю мысль, что рабочая встреча вечером в субботу делает вас счастливее, но скорее поверю в то, что эти переговоры — попытка убежать от себя к поверхностному одобрению другими людьми.
Оформление
Книга оформлена не без вкуса, но не совсем убедительно. Местами не хватило внимания к деталям. Может быть, это связано с тем, что книга входит в серию «„Искусство...“, что накладывает ограничения, как всегда бывает с сериями.
Эта обложка по по оформлению скорее бедная, чем стильная. Если на задней сторонке ещё туда-сюда, то на лицевой — всё слишком скученно, слеплено и фотография одноразовой пластмассовой тарелки не спасает. На корешке эта зажатость тоже есть. Понятно, что совсем много воздуха дать нельзя — это уже роскошь. Но так плотно сбивать буквы — это уже не про стильность.
Сейчас книга переиздана в том же формате, с такой же вёрсткой внутри, но с новой обложкой, которая, мне кажется, ещё хуже отражает содержание.
Книга набрана Таймс Нью Романом. Этот хороший, но совершенно потерявший силу шрифт из-за повсеместного использования здесь получает некоторое обаяние. Вытянутый формат книги делает полосы более узкими и набор выглядит вполне прилично, нет этой постноты. Но метранпаж не дожал и сделал шаг в сторону бедности от стиля. Линейки вокруг эпиграфов в начале глав оправдать можно, но оформление колонтитулов не годится. Можно было решить это изящнее. Например — вообще не делать колонтитулов. Или не набирать название книги, а только название главы, для навигационных задач, сделать это мельче и, например, с боковой стороны разворота. Ничего страшного, если не будет симметрично, эта книга не требует строгого соблюдения канона. Ну или можно было хотя бы напрячься и дать разрядку в заглавных.
Бумага подобрана правильная. Она рыхленькая и желтоватая. Если взять просто какую-то газетную серую, то стиля уже не будет. Если взять более качественную желтоватую типа Гардепада, то уже не будет бедности. Тут издательство угадало.
Форзацы хотя и белые, но из бумаги с лёгкой фактурой. Вроде как бы бедно — без печати, а вот не абы какой самый дешёвый материал.
Каптал тоже белый и я вот смотрю на него и не могу понять, нормально ли это или же он должен был быть каким-то другим. Но, наверное, если не точно нет, значит, может быть и да.
☉
Эту книгу не продаю, но продаю и отдаю даром некоторые другие книги.
Единоразово поддержать выпуск книжных рецензий — форма ниже, для регулярных автоматических подарков — Бусти.