📖 Острова и капитаны
У нас дома отдельная полка занята Крапивиным — жена большая ценительница. И всё удивлялась, что я с ним в детстве не познакомился. Потом, вроде, выяснили, что одну его повесть я в журнале «Костёр», читал. Но сколько же прошло мимо меня!
Первым делом жена дала мне роман «Острова и капитаны». Состоит из трёх повестей («Хронометр», «Граната» и «Наследники»), каждую из которых можно читать отдельно, как независимое произведение, но лучше, конечно, по порядку одну за другой.
Очень рад, что мне открылся мир Крапивина. Он описывает всё так живо, что мои галлюцинации от текста были более реальными, чем обычно, я ощущал этот ветер с моря и видел месяц через пар от дыхания.
Не только природа у Крапивина живая, живые вещи, обстановка и люди. Люди здесь не плоские, у каждого — характер, мотивация, эмоции, переживания. Личности развиваются на протяжении книги, меняются: когда-то — вдруг, после события; когда-то — постепенно.
Важно, что в книге дети — субъектны и в своём детском мире, и когда пересекаются со взрослым (об этой особенности не так давно читал в другой книге).
Книга ещё и энциклопедия советской жизни. В ней много деталей про то, как там было с продуктами, с жильём, с образованием, одеждой, транспортом. Всё это не выпячивается, а как-то исподволь, но внимательный читатель сделает выводы.
На третьей книге до меня дошло неожиданно, зачем в стране с невероятными запасами леса собирали макулатуру. Это десятилетиями делалось вовсе не для того, чтобы экономить ресурс. Акция решала другую важную задачу — уничтожение семейных архивов и прочих бумажных артефактов, чтобы мифологизировать советскую историю и дореволюционные события как надо.
О Крапивине я ещё напишу как-нибудь позже, потому что намерен прочесть ещё что-нибудь. Сейчас же хочу больше сказать об авторе иллюстраций и к этому изданию, и ко многим другим книгам Крапивина, и ко многим другим книгам вообще — Евгении Медведеве. Про автора оформления книги из предыдущего обзора есть статья на Википедии, а про этого художника, на работах которого выросло несколько поколений такой статьи нет. Я очень удивился. Это странно, возмутительно, недопустимо.
Я начал искать и беглый гуглинг показал, что больших интересных биографический материалов о Евгении Алексеевиче почти нет. Посмотрел, какую ссылку он оставлял мне и это оказался не личный сайт, — хотя мог бы, с его-то послужным списком. Так вот, сейчас по этому адресу 404 страница. Но сам материал остался — сайт переделывали, а редиректы не настроили:
Больше информации на сайте «Лаборатория фантастики». Работы разбиты по темам и по годам. Есть обложки книг, журналов, внутренние иллюстрации разных изданий. Превьюшки очень мелкие, на отдельной странице они покрупнее.
На Ютубе нашёл только одно интервью. Если вдруг встретите ещё какие-то ролики — напишите.
Вы наверняка знакомы с его творчеством а ваши родители — так совершенно точно. Может быть, и их родители тоже. Хотя для многих он, в первую очередь, крапивинский иллюстратор, но через его руки прошли работы многих авторов, не только детских. Он работал в разных техниках и в разных стилях. Покажу здесь примеры некоторых его работ — из каталогов двух выставок, что у меня есть. Наверняка, вы что-то вспомните.
Евгений Алексеевич — давний друг Владислава Петровича и он считается каноничным автором иллюстраций для реалистических произведений Крапивина. И это понятно: они почти ровесники, видели одну и ту же страну, одних и тех же людей, общались друг с другом и, наверняка, обсуждали детали. Просто невозможно представить, чтобы кто-то в двадцать первом веке вдруг смог передать в рисунке то, что описывал Крапивин, лучше, чем это делал Медведев: ему же придётся изображать действительность, которой он не видел. Мне кажется, что сила его иллюстраций такая, что неправильно не только пытаться брать какого-то другого иллюстратора для переиздания крапивинских книг, а даже сама идея выпускать книги без иллюстраций вообще уже ошибочна. Эти изображения настолько органично связаны с текстом, так хорошо передают его настроение, что это уже его неотъемлемая часть. Большая удача, что такой творческий тандем состоялся.
Оформление
У книги непривычно широкие пропорции, но читать это нисколько не мешало. Вёрстка достаточно аккуратная, если не брать в расчёт содержание и оформление обложки: выбор шрифтов и там, и там очень странный и не дружит с основной гарнитурой — «Адонисом» Натальи Васильевой.
Капталы синие, в тон обложкам и форзацам
Дома есть другое издание из эксмовской серии «Отцы основатели: русское пространство», его нет смысла обсуждать, типичная монополистическая серийная муть.
Иллюстрация сама по себе выполнена в неблизком мне стиле, но я не могу назвать её отвратительной. Однако она не дружит с остальным оформлением, есть стилистический разрыв между нею и стилем шрифтов на обложке. Штрихкод на обороте встроен очень топорно, хотя можно было сделать аккуратно, как, например, с этим справились в «Истории чтения».
Внутри — плотно свёрстанный «Таймсом» с безобразными заголовками и колонтитулами неузнаваемым шрифтом текст. Отпечатано на газетной бумаге без иллюстраций, зато с безвкусными шмуцтитулами. Это что-то какая-то шизофрения: печатать золотом двух сортов на обложке, делать её сочной, а внутри — такое убожище.
Качество производства соответствует качеству макета: каптал сверху отклеился и скомкался.
Никакую из шести книг, фигурировавших в тексте, не продаём, но продаём и отдаём даром другие.
☉
Единоразово поддержать выпуск книжных рецензий — форма ниже, для регулярных автоматических подарков — Бусти (нужна регистрация). Для доноров есть бонусы.