🧠 Прогрессивная деградация
Для вёрстки одного издания мы с Умной Машей ходим в Молчановку, изучаем книги из редкого фонда. В подводке к анонсу поста о походе в библиотеку в Телеграм-канале Маша написала:
Мы часто ошибаемся, считая себя умнее тех, кто жил раньше.
У римлян не было анимированных стикеров в телеграме и песен Муси Тотибадзе, но люди гораздо лучше нас разбирались в вопросах свободы, веры, права и много ещё чего.
В Российской Империи не было цифровой печати и вариативных шрифтов, но это не мешало людям входить в такие тонкости, до которых нам ещё расти.
Соглашусь и проиллюстрирую деградацию в двух постах. Первый (этот) — про герб города (и области), второй — про одну конкретную книгу.
С гербом Иркутска не так всё просто. Не совсем ясно, какой зверь там изымает соболя. Не так давно прочёл книгу Владимира Гасельника «Детектив с бабром, или Новый взгляд на историю иркутских печатей и гербов», и мне стало понятнее.
Тираж издания — всего 500 экземпляров. Найти книгу может быть сложно, но работу стоит изучить всем местным краеведам и гидам: автор проделал титанический труд по анализу и систематизации изображений герба Иркутского наместничества, Иркутской губернии, Иркутской области и самого Иркутска. Некоторые факты меня обескуражили. Как, например, то, что раньше в ведении Иркутска было Бобровое море, в котором в изобилии водились морские бобры, почти полностью истреблённые нашими купцами (в частности, Трапезниковым).
В этом посте будет несколько иллюстраций из книги Гасельника, большинство — просто из поиска по картинкам Яндекса. Цель материала — сравнительная демонстрация изобразительных способностей художников и квалификации заказчиков в разное время, а не анализ изменения форм и размеров животных на гербе. Но совсем обойтись без такого экскурса нельзя, потому что бабр или бобр требуют внимания.
Предложенные бабры 1969 (первый) и 1996 годов
Всё действительно было сложно, посмотрите на изменяющегося зверя в губернских ведомостях 1864, 1889, 1890. Посередине животное, больше похожее на морского бобра, а не на кого-то из кошачьих. На иллюстрации в книге это видно ещё заметнее.
И ещё до кучи значки с изображением герба. Почти все, думаю, сделаны в 20 веке. Да, у литья есть ограничения, сложно порой что-то особенное сделать. Но иногда исполнители совсем не старались. Никто же имени автора не узнает.
Гербы
Теперь, когда вы получили небольшое представление о гербе Иркутска, позвольте представить вам официальные гербы Иркутска и Иркутской области.
При подготовке макета дизайнер допустил несколько небольших и несколько серьёзных ошибок. В целом работа показывает, что ему было наплевать. Как и принявшим эту работу чиновникам. На картинках выше видна эволюция: вот люди не умели рисовать, вот научились, вот — в конце 19 века красивый герб, а потом — всё хуже и хуже. Вот появились векторные редакторы — казалось бы, можно сделать на голову выше, чем у предков, да только получается какая-то бледная тень былого.
Бабр
Самый главный недостаток — всё плоское. Нет ни теней, ни переходов, ничего. Есть технические ограничения? Да ну, миллионы цветов в распоряжении оператора ПК. Гравюры делались в одну краску, но насколько тонкие там переходы полутонов!
У нынешнего бабра головогрудь плавно переходит в брюхоноги. Это сплошная клякса. С соболем не лучше. Но что мешало сделать в векторе полутона? Вектором можно сделать изображение фотографического типа. Было бы желание, был бы квалифицированный заказчик с хорошим вкусом, был бы исполнитель, которому не всё равно.
Посмотрите на каркас у этих яблок и на каркас гербов Иркутска и области. Одно — работа в портфолио, другое — всего лишь значок, который всего лишь демонстрируется не на школьном выпускном, а на всех официальных мероприятиях крупного города. Всегда и навсегда.
Одно из преимуществ векторной графики — возможность масштабировать изображение без потери качества. То есть можно приблизить его во время работы, рассмотреть внимательно все недостатки и поправить. Если есть желание и чувство ответственности.
У бабра серьёзные проблемы с анатомией. Ближние к наблюдателю ноги отличаются по строению от дальних ног. А передние — существенно длиннее задних. Можно как-то объяснить разницу в длинах передних и задних конечностей, возможно, скелет химеры бобра и тигра должен быть похож на скелет орангутанга, но почему такая существенная разница между левыми и правыми лапами, не объясняет ничего, кроме низкой квалификации художника.
Соболь
На нынешнем гербе города изображён не соболь. Скорее всего — это лиса.
Дело не в том, что здесь длинная морда. Скорее всего, это ещё одна передняя лапа — из-за неряшливости исполнителя нет полутонов. Обратите внимание на уши, они острые.
Форму ушей в один цвет могли изобразить штриховым рисунком в позапрошлом веке, могли и нарисовать в середине прошлого века. Но с приходом цифровых технологий этот навык исчез. Вместе с ответственностью заказчика, которому «и так сойдёт».
Ответственность и репутация
18 октября я отправил в мэрию запрос
Прошу сообщить имя дизайнера (художника), который создал цифровую версию герба Иркутска, использующуюся сейчас в качестве официальной.
15 ноября получил ответ, в котором была ненужная информация, но не было имени.
Мне дважды звонили из мэрии в течение месяца и пытались узнать, почему это я вдруг заинтересовался таким вопросом. Ответ, что это мне нужно для исследования, Ольгу Ивановну не устроил. Она сказала, что поняла, для чего мне это нужно, и сказала, что не сообщит имя автора, сославшись на закон о персональных данных.
А зачем скрывать имя? Может быть, автор был бы только рад такому пиару. Или же гражданка Михеева подозревает, что герб — халтура. А человек, который его рисовал в те далёкие годы, сейчас уже, например, заслуженный член, и такое бросит тень на его авторитет.
Почему имя прораба, ответственного за замену трубы во дворе, пишут на здоровенном щите, а имя человека, сделавшего самое тиражируемое в Иркутске и самое известное за пределами области изображение — герб города, — тайна?
Имя автора герба 1878 года, например, известно — это «выдающийся герольдичесий художник, коллежский асессор Александр Александрович Фадеев» (цитата из книги Гасельника).
В одной из каруселей с фотографиями есть проект бабра 1970 года. Это проект художника Суворова и Лебединского, его подписали также Н. Ф. Салацкий, профессор Ф. А. Кудрявцев, художник В. С. Рогаль и ещё не менее пяти уважаемых иркутян. Авторы не боялись публично заявить, что это — их работа. Другие люди не побоялись репутационных потерь и поставили свою подпись в поддержку.
Кто тот художник, кто «в рабочем порядке» нарисовал герб города?
Я продолжу искать человека из МАУ «Праздник», который создал этот герб, и попробую взять у него интервью. Даже если не получится, о бабре будет ещё один пост. А пока — вот вам ещё из статьи в Большой Российской энциклопедии.
Конечно, мне тоже приходилось делать вещи, которыми не горжусь, то есть сам не рассказываю о чём-то, но если меня спросят, какое я имел отношение к тому, к чему я имел отношение, отпираться не буду. Иногда такие проекты — вопрос выживания, иногда — дискоммуникация с клиентом. Но чтобы я согласился делать что-то хуже, чем это делали до меня полтора века назад — ну нет.
Alexander Andrews — автор фото с лисой.
☉
Форма для разовой благодарности автору ниже. Можете подписаться на ежемесячную автоматическую поддержку редакции.